В конце прошлого года мы предсказывали, что в 2014 году мы будем наблюдать снижение ставок по ипотеке на 1-2 процентных пункта и упрощение процедур выдачи ипотечных кредитов.
Первым «бросился» исполнять наш прогноз банк ВТБ-24, занимающий вторую позицию после Сбербанка по объемам выдаваемых ипотечных кредитов. С начала следующей недели, а именно с 20-го января, ВТБ-24 не только снижает процентные ставки по ипотечным кредитам в среднем на 1%, но и значительно упрощает «линейку» ставок. Сейчас в банке существует свыше 15-ти значений процентных ставок по ипотечным кредитам, в зависимости от таких факторов, как размер первоначального взноса, срока кредита, вида приобретаемой недвижимости, категории заемщика и т.п.
С 20 января 2014 года будут существовать только три процентных ставки, причем они будут привязаны исключительно к объему выдаваемого ипотечного кредита: при сумме до 2 млн. рублей ставка составит 12,85%, а при объеме от 2 до 5 млн. рублей – 12,15%.
Самым дешевым ипотечным кредитом смогут воспользоваться, к сожалению, только жители Москвы и Московской области – им планируется выдавать кредит по ставке 11,75% годовых при объеме кредита свыше 5 миллионов рублей. Просто ВТБ-24 не выдает кредиты свыше 5 миллионов рублей за пределами «большой Москвы». Ну и ладно, тем проще ориентироваться всем остальным россиянам, планирующим получить ипотечный кредит в ВТБ-24: для них будут существовать всего лишь два вида ставок.
Вообще, упрощение банковских продуктов, сокращение продуктовых линеек, оптимизация тарифных планов и ставок, безусловно, станет трендом на ближайшие несколько лет в банковском бизнесе. Банки начинают осознавать, что чрезмерное предложение банковских продуктов, дифференциация ставок и тарифов отпугивает финансово неграмотных клиентов, которых в России большинство. Да и для самих банков обязанность по поддержанию множества продуктов и услуг по разным тарифам ложится дополнительным бременем на их собственные затраты.
Мы ожидаем, что вслед за ВТБ-24 остальные крупные и средние игроки кредитного рынка начнут упрощать свои продуктовые линейки и тем самым становится более близкими к населению.