Прямые эфиры — это формат контента, который позволяет взаимодействовать с аудиторией в режиме реальног...
Открытое письмо в НБКИ.
Или как на самом деле как гражданам уберечься от кредитных мошенников.
На днях, в уважаемом бизнес издании «Ведомости» опубликована статья генерального директора Национального Бюро Кредитных Историй (НБКИ) Александра Викулина на тему случаев кредитного мошенничества. Лейтмотив статьи – не разбрасывайтесь персональными данными, иначе мошенники смогут подделать Ваш паспорт и получить по нему кредит, по которому придется отвечать Вам.
Вообще-то призыв главы НБКИ звучит несколько странно. В современном обществе человек предоставляет свои персональные данные чуть ли не ежемесячно: операторам мобильной связи, работодателю, в ЖКХ, нотариусам, при покупке машины, аренде жилья, покупке полиса КАСКО, при заключении любых письменных договоров и проч. Гарантировать чистоплотность сотрудников, имеющих доступ к Вашим паспортным данным, никто не может. Закон «О защите персональных данных» красив только на бумаге, и в 90% случаях исполняется операторами персональных данных формально. Поэтому ВСЕ граждане России (а не только заемщики) подвержены риску платить по кредиту, который они не брали.
В конце статьи автор призывает граждан самим противодействовать мошенникам, за счет повышения информированности, чаще проверять свою кредитную историю.
Но, почему-то, организация, возглавляемая г-ном Викулиным, нисколько не озабочена повышением информированности, а значит и защищенности граждан от мошенников.
Статья 8 Закона «О кредитных историях» гарантирует всем нам БЕСПЛАТНОЕ получение информации о своей кредитной истории хотя бы раз в год. Как же это реализовано на практике? Вам нужно составить заявление, пойти к нотариусу, заверить свою подпись, и отправить это заявление в НБКИ. Итого это обойдется рублей в 600 и по времени займет примерно 1 месяц. Ни бесплатности, ни оперативности.
Вы будите ждать месяц, если заподозрили, что Вашими персональными данными воспользовались мошенники? Конечно нет. Вы побежите в «уполномоченную» организацию, которая Вам предоставит Ваш отчет за пол-часа, но уже за кругленькую сумму (в Новосибирске от 1 500 руб.). Естественно, часть этой суммы – доход НБКИ.
Таким образом, г-н Викулин, призывая граждан повышать свою информированность, призывает нас чаще обращаться за платными услугами, а значит, повысить доходы НБКИ. Не даром автор статьи сетует: вот мол в США и в Великобритании граждане по три раза в год проверяют свою кредитную историю!
А знает ли глава НБКИ о таком сайте, как Единый портал государственных услуг? И почему бы не обеспечить доступ к ежегодному бесплатному получению информации о кредитной истории через этот портал? Ведь на нём обеспечена достаточная степень идентификации физических лиц? А может организовать такой сервис на сайте НБКИ?
А для предотвращения мошенничества, почему бы не предоставить возможность гражданам блокировать получение кредитов на своё имя в самом НБКИ? Ведь если банк при выдаче кредита обратиться в НБКИ для проверки кредитной истории и «увидит», что клиент заблокировал возможность получать кредиты, то он попросит «заемщика» разблокировать самого себя. Технически это можно обеспечить на сайте НБКИ, или Центрального банка РФ, или на всё том же портале госуслуг. И если «заемщик» не сможет «разблокировать» свой профиль – значит он не тот, за кого себя выдает, значит он мошенник.