На днях увидел баннер Промсвязьбанка, предлагающий получить кредит 750 000 рублей под 12,9% годовых. Предложение из ряда вон выходящее, уровень процентной ставке сопоставим с процентом по депозитам средних банков.
Из профессионального любопытства решил проверить. Поскольку я являюсь клиентом этого банка, много лет имею его дебетовую карту и даже размещаю вклады, я рассчитывал на особое отношение банка ко мне.
Справедливо отметить, что Промсвязьбанк дает возможность заполнить заявление на кредит онлайн, если Вы являетесь пользователем системы интернет-банкинга “PSB-retail”. На заполнение анкеты в интернете потратил примерно полчаса, подписал с помощью одноразового кода, пришедшего на телефон, и стал ждать.
Через три часа пришел ответ на электронную почту, о том, что кредит предварительно одобрен, на следующих условиях:
на 12 месяцев сумма 723 тысячи по ставке 20,3% (?)
на 16 месяцев сумма 928 тысяч по ставке 20,2% (??)
При этом предлагалось обратиться в отделение банка «с документами, в соответствии с выбранной мною программой кредитования» (???). Подробную информацию предлагалось получить по бесплатному телефону.
Звоню по бесплатному телефону, начинаю прояснять третий вопрос: что это за «документы, в соответствии с выбранной мною программой кредитования»? На что специалист колл-центра отвечает вопросом: «А какую программу кредитования Вы выбрали?». Я отвечаю, что никакой программы кредитования я не выбирал, так как интернет-банк Вашего банка не позволяет этого сделать. Оказывается, что сотрудник банка об этом услышал в первый раз. Далее выяснилось, что если я не разу не брал кредит в Промсвязьбанке, то перечень документов стандартный – паспорт, копия трудовой книжки заверенной работодателем и справка 2 НДФЛ или справка о доходах по форме банка.
Разобравшись с перечнем документов, я приступил к главному вопросу: почему ставка не 12,9% а 20,3% ? В сердцах я даже назвал её «конской», имея ввиду, что это натуральное свинство, предлагать ставку более чем в полтора раза выше заявленной. На что специалист банка посоветовал мне обратиться в ближайшее отделение банка, куда ушла моя заявка.
Честно говоря, я и не собирался звонить, в отделение, ибо мне и так было все ясно. Однако, не прошло и часа, как мне позвонили из этого отделения и задали вопрос: собираюсь ли я брать кредит? Я честно ответил, что по такой ставке не собираюсь. А кстати, почему она такая высокая по сравнению с заявленной? На этот вопрос специалист не смог ответить, но обещал перезвонить, и даже оставил свой номер телефона.
Не дождавшись звонка из банка, я позвонил сам. И только тогда узнал, что причина в том, что у меня есть кредитная карта другого банка, про которую я сам честно указал в заявлении на кредит.
Я сомневаюсь, что не будь у меня карты другого банка, я бы смог получить кредит по ставке 12,9% годовых. Я с самого начала был уверен, что это лишь один из многочисленных получестных рекламных трюков, с помощью которых банки заманивают к себе доверчивых клиентов. Грустно, что к подобным методам прибегает банк, входящий в 10-ку крупнейших банков России. В современной рекламе давно уже не осталось места правде.