Транспортные иммобилизационные шины — это устройства, используемые для фиксации и обездвиживания поврежденных конечностей или других частей тела при травмах. Их основная цель — предотвращение усугубления повреждений во время транспортировки пострадавшего и создание условий для безопасной доставки в медицинское учреждение.
Задачи транспортных шин
- Фиксация травмированной области. Шины предотвращают дальнейшее смещение костных отломков при переломах и уменьшают риск повреждения сосудов, нервов и мягких тканей.
- Обезболивание. Надежная фиксация уменьшает боль за счёт ограничения движений.
- Предотвращение осложнений. Ииенно шины транспортные иммобилизационные снижают вероятность травматического шока, кровотечений и других осложнений, связанных с движением повреждённой области.
Виды транспортных иммобилизационных шин
Транспортные шины бывают нескольких типов в зависимости от материала, конструкции и области применения:
1. Пневматические шины
- Представляют собой герметичный пластиковый или резиновый чехол, который накачивается воздухом.
- Преимущества: лёгкость, простота использования, возможность равномерной фиксации конечности.
- Применение: используется при переломах, вывихах и других травмах мягких тканей.
2. Шины из твёрдых материалов
- Изготавливаются из металла, пластика, дерева или их комбинации.
- Пример: шина Крамера — гибкая проволочная конструкция, покрытая мягким материалом.
- Преимущества: универсальность, возможность моделирования формы для точной фиксации.
3. Вакуумные шины
- Представляют собой герметичный чехол, заполненный гранулами. После укладки конечности и удаления воздуха шина становится твёрдой, принимая форму травмированной области.
- Преимущества: равномерная фиксация, комфорт для пострадавшего.
- Применение: широко используются в экстренной медицине, особенно при сложных переломах.
4. Модульные и жесткие конструкции
- Это заранее сформированные изделия, предназначенные для конкретных частей тела, например, шины для руки, ноги, шейного отдела.
- Преимущества: простота применения, готовность к немедленному использованию.
- Пример: шейный воротник или пластиковая шина для предплечья.
Показания к применению транспортных шин
- Переломы костей (открытые и закрытые).
- Вывихи суставов.
- Травмы позвоночника.
- Растяжения и разрывы связок.
- Ожоги, сопровождающиеся повреждением тканей и отёками.
Принципы наложения транспортных шин
- Сохранение исходного положения конечности. Если нет необходимости (например, угроза кровотечения), конечность фиксируется в том положении, в котором она оказалась после травмы.
- Фиксация двух суставов. Шина должна захватывать суставы выше и ниже места травмы для надёжной фиксации.
- Использование мягкой прокладки. Это предотвращает дополнительные повреждения кожи и тканей.
- Избегание чрезмерного давления. Необходимо следить, чтобы кровообращение в конечности не было нарушено.
Пример применения
При переломе голени используется шина Крамера или вакуумная шина:
- Нога укладывается на мягкую прокладку.
- Шина моделируется вдоль повреждённой конечности.
- Конструкция фиксируется бинтами или ремнями.
- Проверяется состояние пальцев на ноге (тепло, наличие чувствительности) для контроля кровообращения.
Преимущества и ограничения
Преимущества:
- Надёжная фиксация.
- Быстрота применения.
- Уменьшение болевого синдрома.
Ограничения:
- Не всегда подходят для всех типов травм.
- Требуют навыков использования.
- Некоторые шины, например, пневматические, ограничены в применении при открытых ранах.
Транспортные иммобилизационные шины играют важную роль в оказании первой помощи при травмах. Их правильное применение помогает сохранить здоровье пострадавшего, предотвратить осложнения и обеспечить комфортное и безопасное транспортирование. Обучение навыкам использования шин должно быть частью подготовки спасателей, медиков и всех, кто работает в сфере оказания неотложной помощи.